Сделай сам: готовим отличное средство для прочистки канализационных труб

Как прочистить канализацию и устранить засор своими руками

Каждый человек сталкивался с проблемой, как прочистить канализацию и устранить засор в трубе, как в частном доме, так и в квартире. На форумах можно встреть огромное количество советов от профессионалов или лайфхаков от обычных людей. Указанные методы прочистки канализационных труб являются самыми эффективными, согласно отзывам специалистов.

  1. Как узнать, в чем именно проблема?
  2. Применение подручных средств
  3. Применение пищевой соды
  4. Гидрокарбонат натрия и уксус
  5. Соль и гидрокарбонат натрия
  6. Соляная кислота
  7. Каустическая сода
  8. Другие подручные средства
  9. Химикаты
  10. Использование вантуза
  11. Прочистка труб при помощи пылесоса
  12. Применение специального троса
  13. Использование профессионального оборудования
  14. Где заказать услуги по прочистке канализации?

Как узнать, в чем именно проблема?

Если засор случился в квартире хрущевки или обычной многоэтажки, необходимо определить точную локализацию проблемы. Следует проверить, спускается ли вода во всех канализационных узлах – в ванне, душе, туалете, на кухне. Если это не происходит, значит необходимо вызвать сантехников из ЖЭКа. В подобном случае засор случился в общем стояке и без помощи таких специалистов не обойтись.

Канализация в многоквартирном или частном доме может забиться и в других местах. Это привело к появлению следующей квалификации засоров:

  • Эксплуатационный. Трубы забиваются жиром, к которому прилипают волосы и остатки пищи. Очистить систему от подобных засоров в домашних условиях легче всего даже без наличия специальных знаний и опыта.
  • Механический. Возникает по вине самих жильцов, которые бросают в унитаз средства гигиены, тряпки или другие вещи. Иногда засор появляется даже от обычной туалетной бумаги, которая не растворилась. Чистка канализации в таком случае занимает гораздо больше времени и сил.
  • Техногенный. Если аварии, связанные с канализацией возникают очень часто, особенно это касается новых квартир или домов, возможной причиной называют ошибки в проектировании канализационной системы. Если чертеж для создания коммуникаций сделан неправильно (для одного здания, для целого проспекта или улицы), устранить проблему без помощи профессионалов невозможно.
  • Непроходимость в сифоне. Указанное устройство является своеобразным фильтром, который предотвращает распространение неприятных запахов из канализации. Со временем на его внутренней поверхности образуется налет из жира, к которому прилипают более крупные частицы. Чтобы убрать засор, нужно открутить сифон и хорошо промыть его.

Применение подручных средств

Как прочистить канализацию в частном доме или квартире без использования дорогой химии из магазина? Существует несколько простых, но эффективных способов.

Применение пищевой соды

Чтобы прочистить трубы канализации, необходимо следовать указанной инструкции:

  1. Раковину или другой прибор нужно прочистить от накопившегося мусора.
  2. В кухонную мойку или в слив в ванной комнате выливают литр кипятка и ждут 15 минут. Это удалит накопившийся в трубопроводе жир.
  3. Чтобы устранить поверхностное засорение, применяют вантуз.
  4. В сливное отверстие засыпают стакан гидрокарбоната натрия(соды), дополнительно заливают 700 мл кипятка (нужно проверить сифон, возможно засор не в нем, тогда лучше всего засыпать непосредственно в канализационную трубу).

Такой процедуры будет достаточно, чтобы быстро прочистить канализационную трубу от свежего засора. Указанные манипуляции следует повторять с периодичностью раз в 3-5 недель, что позволит всегда поддерживать систему в работоспособном состоянии.

Эффективность процедуры достигается за счет того, что пищевая сода создает внутри трубопровода щелочную среду. Это способствует легкому удалению образовавшихся отложений. К дополнительным положительным эффектам процедуры относят способность соды устранять неприятные ароматы и уничтожать бактерии.

Гидрокарбонат натрия и уксус

Для самостоятельной очистки бытовой канализации можно воспользоваться таким действенным народным рецептом:

  1. В слив засыпают полстакана гидрокарбоната натрия и такое же количество столового уксуса (лучше всего предварительно проверить засор в сифоне, если он отсутствует, средство рекомендуется засыпать в сливную трубу канализации — смотреть видео ниже) .
  2. При соединении указанных веществ произойдет химическая реакция, которая удалит известь и жировой налет на трубах, а так же прочистит засор.
  3. Поскольку при соединении гидрокарбоната натрия и уксуса образуется много пены, желательно заливать уксус понемногу. Существует и способ — после заливания вещества, закрыть слив канализационной трубы пробкой и оставить его в таком виде на 2,5 часа.
  4. В завершении в трубы рекомендуется залить литр кипятка.
  5. Если, после всего проделанного вода уходит медленно или вовсе не уходит, воспользуйтесь вантузом, засор трубы как правило устраняется.

Соль и гидрокарбонат натрия

Для пробивки засора в трубах можно использовать соль и гидрокарбонат натрия(соду). Указанные ингредиенты в количестве 0,5 стакана засыпают в слив и заливают кипятком. Лучше всего делать указанную процедуру на ночь. На протяжении 11 часов в трубопровод не должно ничего попасть, чтобы очистка прошла эффективно.

Для предупреждения образования в канализации мыльно-жировых пробок, можно самостоятельно приготовить специальную смесь. Соединяют стакан гидрокарбоната натрия(соды) и полстакана соли 1:2. Полученную смесь перемещают в надежную упаковку и хранят вместе с бытовой химией. Приготовленный порошок рекомендуется засыпать в канализацию на ночь, что станет отличной профилактикой засоров.

Соляная кислота

Чтобы очистить канализацию от загрязнений должным образом, можно использовать раствор соляной кислоты. Но следует понимать, что данное вещество очень агрессивно. Вот почему его не рекомендуется применять для старых систем, сформированных из металлических труб. Чтобы не повредить элементы системы, желательно использовать кислоту концентрацией 3-10%. Вместо данного вещества допускается применение негодного электролита для автомобильных аккумуляторов. Он подходит как для пластиковых, так и для чугунных труб.

Чтобы избежать негативного действия вредных веществ на свой организм, в процессе прочистки канализации необходимо открыть все окна в посещении, обеспечив приток свежего воздуха с улицы. Также запрещено лезть к кислоте без средств индивидуальной защиты – перчаток, маски, очков.

Каустическая сода

Хорошее средство, которое стоит недорого. Каустическая сода отлично разъедает волосы, воск, органику (мясные отходы), что становится причиной засоров. Средство используют по следующей схеме:

  1. В ведре смешивают небольшое количество порошка с холодной водой.
  2. Происходит химическая реакция с образованием пены. Температура смеси существенно повышается.
  3. Через сливное отверстие заливается полученная жидкость.
  4. На протяжении 2-3 часов рекомендуется не пользоваться сантехническим прибором, чтобы каустическая сода подействовала.
Читайте также:
Отзывы о каркасных домах

Другие подручные средства

Чтобы прочистить канализацию, можно использовать обычные быстрые дрожжи. Их засыпают в сливное отверстие и оставляют на несколько часов. После завершения процедуры трубы необходимо промыть большим количеством кипятка.

Для очищения канализации можно использовать и кока-колу. Указанный безалкогольный напиток отлично справляется с известковым налетом и даже застаревшими отложениями на поверхностях системы. Чтобы добиться положительного результата, кока-колу в количестве 1-2 л заливают в канализацию и оставляют на ночь. Утром трубопровод желательно промыть большим количеством кипятка. Указанную процедуру можно повторять каждый месяц, что позволит поддерживать систему в чистоте и предупредит образование засоров.

Химикаты

Прочистка канализации в частном доме может происходить с использованием магазинных средств. Для удаления стойких загрязнений в канализационной системе опытные мастера рекомендуют использовать:

  • Крот. Средство отечественного производства, содержащее в составе каустическую соду;
  • Tiret. Подходит для труб из пластика, чугуна и других металлов;
  • Domestos. Средство содержит в составе щелочь, что помогает прочистить трубы от налета и засоров.
  • Sodasan. Применяется для очистки труб от известкового налета.

Использование вантуза

Для простой чистки канализации в частном доме или в квартире в пятиэтажке рекомендуется купить сантехнический вантуз. Это простое подручное приспособление, которое избавляет от поверхностных местных засоров. Пробивать пробки с его помощью удается за счет создания большого давления в трубопроводе. Оно заставляет засор двигаться – подниматься вверх или опускаться ниже.

Как быстро прочистить канализацию при помощи вантуза, описано в следующей инструкции:

  1. Если в сантехническом приборе присутствует переливное отверстие, необходимо закрыть его тряпкой или специальной крышкой. Это поможет предотвратить снижение давления.
  2. Чашу вантуза необходимо смазать мылом или вазелином, что обеспечит более плотное его прилегание к поверхности.
  3. Вантуз размещают прямо над сливным отверстием и плотно прижимают к нему резиновую часть. Прибор заполняют простой водой. Она должна полностью покрыть резиновую часть, что создаст нужное давление.
  4. Вантуз держат вертикально и производят больше 10 движений верх и вниз.
  5. После выполнения последней операции прибор резко выдергивают наружу.
  6. Если все правильно делать, засор удалится сразу. В случае, когда пробка не ушла, все манипуляции повторяют.

Прочистка труб при помощи пылесоса

Это один из методов, когда каждый может сам прочистить трубы, не прибегая к помощи специалистов. Главное, чтобы пылесос имел возможность обратного выдува воздуха. Для прочистки системы необходимо:

  1. Используется вантуз, из которого снимается ручка.
  2. В инструменте проделывается отверстие, которое соответствует диаметру трубы пылесоса. Ее нижний конец закрепляется, туда же вставляется несколько хомутов для надежности.
  3. Вантуз прислоняется к сливному отверстию и включается пылесос. Создаваемый воздушный поток должен разрушить засор.
  4. Продувать необходимо, пока вода не станет нормально уходить в канализационные трубы.

Применение специального троса

Чистка канализационных труб в коттедже, на даче или в квартире может происходить с использованием профессионального троса. С его помощью можно пробить самые глубокие засоры, не причинив вреда системе. Указанное оборудование можно использовать для прочистки как чугунных или стальных, так и пластиковых труб. Преимуществом метода называют то, что им можно пользоваться постоянно и без привлечения специалистов в данной области, имеющих профессию сантехник.

Тросик для устранения засоров представляет собой стальную длинную проволоку в виде пружины. На его одной стороне находится ручка, обеспечивающая удобство эксплуатации. На другом конце троса размещается спираль, которая служит для закрепления различных дополнительных инструментов – скребка, крюка. Они созданы специально для того, чтобы помочь устранить сильные засоры.

Чтобы эффективно и легко восстановить функционирование канализационной системы при помощи троса, необходимо придерживаться такой инструкции:

  1. Рекомендуется изъять сифон, что облегчит удаление засора. Конец троса направляют в выход трубы.
  2. Совершают вращательные движения, пытаясь как можно дальше протолкнуть инструмент. Но не нужно прикладывать много силы, что способно привести к повреждению системы.
  3. Когда удалось найти засор, необходимо увеличить интенсивность вращения троса. Для этого к ручке можно прикрепить обычную дрель. Постепенно инструмент извлекают наружу.
  4. Если работоспособность трубопровода возобновилась, следует на несколько минут включить горячую воду, постепенно увеличивая напор.

Использование профессионального оборудования

Если засор случился в частном секторе или в квартире (по вине соседа сверху или снизу) и не устраняется подручными средствами, для восстановления стока воды желательно прибегнуть к использованию специального оборудования. Его можно приобрести самостоятельно в хозяйственном магазине.

Машина для прочистки труб представляет собой бытовой насос. Данный прибор питается от электрической сети. Дополнительно машина оснащается пластиковым шлангом диаметром 1 см, который обтянут нитью и вставлен в кожух из ПВХ. С одного конца он имеет фитинг, с другого – форсунку. Шланг вставляется в трубу, которая засорена, и под большим давлением подается вода. Промывка канализации является действенным методом в борьбе с пробками разной сложности.

Подобное оборудование для чистки труб бывает нескольких типов:

  • барабанное. Производство подобного оборудования довольно сложное и трудоемкое, поэтому оно стоит недешево. Но такие машины способны промывать трубы любого диаметра;
  • ручное. Удачный выбор для домашнего использования, поскольку не засорить канализацию хоть раз практически невозможно;
  • бензиновое. Самое дорогое и эффективное оборудование. Используется в водоканалах и прочих организациях. Может применяться для гидродинамической продувки наружной канализации, которая состоит из труб большого диаметра.

Для домашнего использования можно приобрести машину, которую называют Керхер.

Читайте также:
Сколько кВт в радиаторе: биметаллические, алюминиевые, стальные, чугунные батареи, видео и фото

Она эффективно работает даже в руках непрофессионала, хорошо чистит простые засоры, достаточно мощная. Чтобы предотвратить трудности в процессе ее использования, рекомендуется просмотреть видео, где подробно описаны правила эксплуатации машины.

Для устранения засоров в канализации может применяться пневматический метод. Он подразумевает нагнетание в систему воздуха под большим давлением. В данном случае используется оборудование, которое называется компрессором.

Где заказать услуги по прочистке канализации?

В каждом городе и небольшом населенном пункте ) функционируют организации, у которых можно заказывать услуги по прочистке канализации. Они помогают устранить засор как во внутренней, так и в наружной системе. Специалисты указанных компаний без проблем справляются с прочисткой септиков, отстойников, выгребных ям, колодцев, дренажей, ЛОС, ливневой канализации от любых загрязнений (в том числе от земли, песка). Они помогут, если внешняя канализация замерзла, что часто случается в частном секторе.

Обратиться за помощью в любую из фирм не составит труда. В интернете достаточно найти нужное объявление и связаться со специалистами. Звонить к ним можно в любое удобное время, поскольку многие компании работают круглосуточно.

Сколько будет стоять прочистка канализации, зависит от метода, который использовался для выполнения данной работы. В одном случае все можно сделать при помощи обычного троса, в другом – необходимо использовать специальную машину. В сложных ситуациях систему приходится частично разбирать, чтобы проверить, где застревают стоки. Это также отражается на стоимости услуг, как и расстояние, на котором дом находится от компании (актуально в случае с пригородом).

Как прочистить трубы содой и другими средствами в домашних условиях

Сода – прекрасное средство для устранения засора в канализационных трубах. О том, как прочистить трубы содой и безопасно ли это для канализационной системы, мы и поговорим в данной статье.

Засор в трубе можно устранить самостоятельно

Причины засорения труб

Причин засорения канализационных труб не так много. Ими являются:

  • несоблюдение правил монтажа (неправильный уклон трубы и использование цементного раствора, например, при установке унитаза);
  • попадание в тело трубы инородного предмета;
  • образование толстого слоя нароста на внутренних стенках трубы в результате длительной эксплуатации;
  • осуществление неправильного ухода или его полное отсутствие.

Чтобы наладить работоспособность канализационной системы, необходимо устранить засор. И чем раньше это сделать, тем лучше, иначе может образоваться неприятный затхлый запах, избавиться от которого будет очень сложно. Сделать это можно как самостоятельно, так и при помощи сантехника-специалиста. Однако его услуги стоят приличные деньги, поэтому чистка труб в домашних условиях – оптимальный вариант устранения засора.

Способы устранения засора

Существует несколько способов ликвидации засора:

  • химический (профессиональные средства и домашние);
  • механический.

Химические готовые средства

Химический метод подразумевает под собой применение средств на химической основе, состав которых «разъедает» отложения, образовавшиеся на внутренних стенках труб. Данные средства способны за короткий срок устранить засор, при этом они совершенно безопасны для канализационной системы, в независимости от того, из какого материала она выполнена (пластик или чугун).

Однако их использование небезопасно для человека. Применять их следует очень осторожно. На руки в обязательном порядке нужно надевать резиновые перчатки, а на лицо, желательно, маску. Так как химические средства имеют такое свойство, как испарение, их пары могут нанести ожог на слизистые оболочки носоглотки и глаз.

Механический способ очистки труб

Данный способ подразумевает под собой использование одного из следующих инструментов:

  • ерш;
  • вантуз;
  • проволока;
  • трос-сантехника.

Если засор несильный и неглубокий, то прочистка труб в домашних условиях может происходить при помощи обычного ерша, который имеется в каждом доме. Для этого его необходимо просунуть в канализационное отверстие и резкими надавливающими движениями постараться им пробить сточные массы. Если дальность засора превышает длину ерша, можно воспользоваться гибким стержнем, прикрепив к нему ерш. Получившуюся конструкцию необходимо проталкивать вглубь канализационной трубы, чтобы пробить засор.

Очистка засора вантузом

Вантуз также является отличным предметом, способным пробить сточные массы и освободить проход для стока воды. Для этого нужно:

  • чашей вантуза полностью закрыть отверстие для слива воды, стараясь полностью перекрыть доступ воздуха под нее;
  • налить воды в ванну или раковину таким образом, чтобы она полностью покрывала чашу вантуза;
  • сделать резких 20 вертикальных движений, ручку вантуза нужно держать под небольшим наклоном;
  • резко вынуть вантуз из воды.

Как прочистить трубы в домашних условиях при помощи проволоки или троса? Все очень просто, для этого нужно:

  • надеть перчатки на руки;
  • разобрать под раковиной сифон;
  • слегка просунуть в канализационное отверстие трос или проволоку;
  • круговыми движениями проталкивать проволоку или трос, постепенно продвигая вперед до полного пробивания сточных масс.

Чистка труб тросом

Народные методы очистки канализационной системы

А вот теперь и поговорим о том, как прочистить трубы народными средствами, а в частности содой. Данный способ очень простой, воспользоваться им сможет любая хозяйка. Для этого нужно:

  • взять в равных количествах пищевую соду и уксус (достаточно будет по одному стакану);
  • засыпать содой канализационный слив, сверху залить уксусом;
  • закрыть пробкой слив и оставить для воздействия на 2-3 часа;
  • промыть слив несколькими литрами кипятка.

Очистка труб содой и уксусом

Сода для прочистки труб применялась еще много лет назад. Этот способ один из самых эффективных и безопасных. Отлично справляется с поставленной задачей, при этом он не приносит вред внутренним поверхностям канализационных труб.

Чистка труб содой может происходить как при засорении, так и для профилактики.

Еще одним народным способом является применение обычного лимона. Необходимо выжать несколько свежих лимонов в сливное отверстие и оставить трубу без проточной воды хотя бы на час. Можно заменить свежие лимоны половиной чашки концентрата лимонного сока.

Читайте также:
Ремонт натяжного потолка от пореза

Лимон – эффективное средство, которое практически всегда под рукой

Чтобы избежать дорогостоящей замены канализационной системы, необходимо хотя бы раз в квартал производить профилактическую очистку труб.

Чем прочистить канализационные трубы в домашних условиях: методы и средства

Каждая хозяйка, какая бы хорошая она ни была, рано или поздно сталкивается с неприятным явлением: засорением канализационной трубы. Чем прочистить канализационные трубы в домашних условиях, какие методы быстрого и качественного избавления от засора в трубе существуют и какие из них наиболее эффективны? Данная статья посвящена обзору наиболее результативных химических препаратов, а также альтернативных методов решения проблемы очистки канализационных труб.

Быстро и качественно избавиться от засоров в трубе поможет сантехнический трос

Причины и признаки засорения канализационной трубы

Свидетельством необходимости чистки канализации в доме являются следующие признаки:

  • скорость слива воды в раковине на кухне или в ванной комнате заметно замедляется или же прекращается вовсе;
  • сливное отверстие источает неприятный запах.

К сожалению, даже мелкая сетка на сливном отверстии не гарантирует, что жир и остатки пищи с тарелок при мытье посуды, волосы или шерсть животных при купании не попадут в канализационную трубу. Кроме того, в самой трубе также накапливается ржавчина и минеральные отложения из воды, которые при соединении с бытовыми отходами образуют «пробку» — засор, способный остановить сливные потоки.

Бытовые отходы, образующие пробку, могут остановить сливные потоки

Замедление слива воды в раковине или ванной, а также появление неприятного запаха из сливного отверстия означают, что канализационная труба забилась жиром, остатками пищи и другим мелким бытовым мусором и нуждается в срочном очищении. Иначе, это может привести к серьезной проблеме в канализационной трубе, когда прочистить ее без помощи профессионального сантехника будет уже невозможно. Причинами засорения канализации в частном доме могут быть также смещение или промерзание грунта.

Чем прочистить канализационные трубы в домашних условиях наиболее эффективно?

Чтобы ответить на вопрос, как прочистить канализационную трубу самостоятельно наиболее эффективным способом, необходимо учитывать место и степень засорения трубы, а также материал ее изготовления.

На сегодня наиболее популярными методами прочистки канализации в домашних условиях являются следующие:

  • химическая очистка сливных труб с помощью специальных препаратов;
  • механический метод прочистки вантузом или сантехническим тросом;
  • домашние средства очистки сливной трубы.

Пробка в сливном сифоне — вид в разрезе

Что касается различий очистки канализации в квартире и в частном доме, – то выбор варианта решения этой проблемы здесь примерно одинаков. Однако, в частом доме имеется также возможность очистки труб за пределами дома — при наличии канализационного плана.

Химические средства очистки канализации

Современная химическая промышленность предлагает разнообразные специальные средства, которые дают быстрый и качественный результат очистки канализации. Достоинством такого метода является высокая эффективность препаратов и удобство их использования. Среди наиболее популярных химических средств, получивших хорошие отзывы, можно назвать «Крот», «Доместос», «Тирет» и Тирет турбо, а также «Мистер Мускул» и другие.

Популярные химические средства для очистки канализации

Химические препараты выпускаются в виде порошков, гелей и жидкостей. Действие различных препаратов практически идентично и основано на растворении отложений на трубах или затвердевшего засора. Химические средства удобны в использовании, т.к. для их применения необходимо просто высыпать или вылить содержимое емкости в сливное отверстие, подождать некоторое время и смыть большим количеством воды в канализационную трубу.

Полезный совет! В нимательно прочитайте инструкцию по применению химического средства, так как отдельные препараты используются не для всех видов канализационных труб. Обладая агрессивными свойствами, химические препараты могут негативно воздействовать на состав покрытия некоторых труб, например, пластиковых, вызывая разрушение материала изготовления.

Схема очистки засорившийся трубы под умывальником

Ниже рассмотрим самые популярные химические средства устранения засора в трубе.

Крот для чистки труб

Наиболее популярным химическим средством для очищения канализации является отечественный препарат «Крот для чистки труб». Отзывы многочисленных покупателей и востребованность на рынке подобных товаров долгие годы, подтверждают отличные рекомендации этого средства для прочистки канализации. Данный химический препарат выпускается в виде порошка, который просто засыпается в сливное отверстие при засоре трубы.

Важно! При применении препарата Крот необходимо соблюдать меры предосторожности: защищать руки перчатками и не допускать попадание порошка в дыхательные пути.

Вантуз является самым простым методом для прочистки канализации

Крот обладает сильнейшими разъедающими свойствами и отлично справляется с жировыми отложениями на трубах. Однако нужно учитывать, что состав активного вещества препарата Крот обладает повышенной агрессивностью и подходит только для металлических и металлопластиковых труб. На разнообразных торговых площадках препарат Крот представлен в нескольких вариантах: Крот-турбо, Крот-актив и Крот-профессионал. Наиболее сильным действием обладают средства «профессионал» и «актив».

Тирет

Вторым по популярности средством очистки труб является препарат Тирет от немецкого производителя. Данный очиститель представляет собой гелеобразную субстанцию и выпускается в специальных емкостях в нескольких вариантах: Тирет, Тирет-турбо и профессионал. Тирет можно использовать, как для профилактики засора в канализационных трубах, так и для устранения других серьезных сантехнических проблем.

Сантехнический трос — один из методов механической очистки труб

При попадании геля Тирет в канализацию, он растекается по внутренней поверхности трубы, быстро нейтрализуя жировые и другие отложения. Одним из достоинств этого средства является его щадящее воздействие на трубы, поэтому его можно использовать для очищения труб любого состояния и материала изготовления. Несмотря на достаточно высокую стоимость Тирет-турбо, отзывы потребителей свидетельствуют об экономичности его применения, т.к. для устранения засора достаточно небольшого количества препарата и хватает его на длительное время.

Читайте также:
Оригинальные серьги своими руками

Статья по теме:

Измельчитель пищевых отходов для раковины: что это и зачем он нужен на кухне. Правила установки и эксплуатации. Основные характеристики и параметры выбора измельчителя, обзор производителей.

Механические методы устранения засора в канализационной трубе

К методам «скорой помощи» прочистки канализации при засорении – относятся механические способы устранения пробки с помощью вантуза и сантехнического троса.

Вантуз

Самым простым вариантом механической очистки трубы от «пробки» является вантуз. Это нехитрое устройство работает по принципу насоса, откачивая воду, воздух и грязь из трубы наружу. Иногда применение вантуза является самым действенным способом устранения засора, особенно если проблема не является застарелой. Вантуз должен быть у каждой хозяйки под рукой, чтобы при первых признаках засорения канализационной трубы, можно было легко и быстро справиться с этой проблемой.

Удаление засора в сливной трубе умывальника с помощью вантуза REMS Pull-Push

Для применения вантуза необходимо наполнить раковину или ванну водой, затем поставить вантуз на сливное отверстие и несколько раз нажать и оттянуть ручку. Вода и воздух, находящиеся в трубе, «засасываются» и поступают наверх, увлекая наружу частички мусора. После этого необходимо собрать всю поступившую из сливного отверстия грязь и проделать процедуру снова. Повторять операцию желательно до тех пор, пока не станет заметно, что вода становится чище и легко уходит в канализационное отверстие, т.е. засор устранен.

Сантехнический трос

Если засорение трубы вызвано застреванием крупных частей бытовых отходов или серьезной пробкой из жира и грязи, то вантуз может не справиться с очисткой канализации. В таком случае целесообразно применение более действенного устройства – сантехнического троса для прочистки канализации. Трос представляет собой гибкую металлическую стальную проволоку сечением около 3-4 мм с ручкой на конце. Данный сантехнический помощник можно приобрести в специализированных магазинах сантехники.

Прочистка тросом — это эффективный способ удаления засоров

Технология применения сантехнического троса для очищения канализационной трубы следующая:

  • снять сифон для доступа к канализации;
  • свернуть сантехнический трос в кольцо и засунуть конец троса внутрь канализационной трубы;
  • проворачивать ручку троса, постепенно проталкивая его далее внутрь трубы;
  • периодически доставать трос из трубы, очищая его от грязи и мусора;
  • повторить процедуру несколько раз.

Сантехнический трос для очистки канализационной системы

Важно! После применения сантехнического троса для очистки канализационной трубы, необходимо хорошо промыть канализацию большим количеством горячей воды, лучше кипятком.

Домашние средства очистки сливной трубы

Многие семьи, особенно имеющие маленьких детей, опасаются применения агрессивной химии для прочистки канализационных труб и предпочитают использовать разнообразные безопасные домашние средства. Действительно, слишком много химических препаратов окружает нас в обыденной жизни, поэтому, если есть возможность замены бытовой химии безопасными домашними средствами, вполне уместно этим пользоваться. Альтернативой бытовой химии, применяемой для прочистки канализационных стоков, является обычная сода и уксус. Достоинством данного метода устранения затора в трубе является его безопасность, дешевизна и легкость применения. Как же прочистить канализационную трубу с помощью этих простых средств?

Сода с уксусом являются наиболее экономичными средствами для очистки засорившихся труб

Как известно, сода является щелочью, а уксус — кислотой. Реакция, возникающая при соединении кислоты и щелочи сопровождается быстрым нагреванием и выделением углекислого газа. Этот «вулканический набор» отлично растворяет мусор, грязь и жир, скопившиеся в канализационной трубе. Удобно, что все необходимые компоненты: сода, уксус и кипяток, совершенно доступны и имеются в каждом доме. К тому же, несмотря на очевидную экономичность этого метода, он является достаточно эффективным.

Таким образом, при возникновении неожиданного засора, нет необходимости бежать в магазин в поиске необходимого химического препарата, нужно просто засыпать полпачки сухой соды в сливное отверстие и залить туда полбутылки обычного белого уксуса (для улучшения процесса его можно слегка нагреть). После чего необходимо закрыть сливное отверстие какой-либо ветошью и подождать примерно от 30 минут до 2 часов. Возникшая бурная реакция подскажет, что процесс идет в правильном направлении. Затем ветошь убирают и в канализационную трубу заливают около 3 литров только что закипевшей воды. Растворившаяся грязь и мусор уйдут в канализацию и трубы станут совершенно чистыми.

Принцип прочистки канализационной трубы с помощью троса

Смешанный метод очистки канализации

Данный рецепт предполагает применение механического метода устранения затора в трубе совместно с домашними средствами. При таком варианте необходима следующая последовательность действий:

  • очистить слив от мусора и грязи;
  • вылить 1 литр кипятка в канализационную трубу;
  • подождать около 15 минут;
  • применить вантуз;
  • засыпать в слив 1 стакан пищевой соды и влить кипяток в пропорции 1:3.

Сода не только очищает канализацию от жировых отложений, но и дезинфицирует трубу, устраняя неприятные запахи.

С помощью вантуза можно легко справиться с любыми пробками и засорами в трубе

Полезный совет! Данный способ очистки трубы в домашних условиях можно использовать и для профилактики, время от времени проводя процедуру, способствующую предотвращению более серьезного засорения канализации.

Как видим, для того чтобы устранить затор в канализационной трубе в домашних условиях, нет необходимости в вызове дорогостоящего сантехника. С помощью описанных выше доступных и надежных рецептов вполне реально обойтись собственными силами.

Прочистка труб в домашних условиях (видео)

Расширительный бачок системы охлаждения двигателя — устройство и принцип работы

Система охлаждения современного автомобиля включает в себя несколько элементов, без которых её нормальное функционирование невозможно. К таковым относится и расширительный бачок, устанавливаемый в разных местах подкапотного пространства в зависимости от марки авто. Незамысловатый пластиковый резервуар с пробкой играет важную роль в работе охлаждающего контура двигателя и требует периодического контроля со стороны владельца машины.

Читайте также:
Сигнализация в частном доме

Назначение расширительной ёмкости

В системах охлаждения различных автомобилей содержится от 5 до 20 и более литров незамерзающей жидкости — антифриза (тосола). В процессе эксплуатации двигатель, а вместе с ним и антифриз разогревается от низкой температуры зимой до высокой в летний период.

Перепад температур может достигать 100 °С и более. Например, при эксплуатации машины в северных регионах, где прогрев мотора начинается от минус 20 °С и заканчивается рабочей температурой 90 °С, эта разница составит 110 °С.

Во время работы двигателя в расширительном баке возникает давление около 1 Бар

Поскольку любая жидкость расширяется в объёме при нагревании, в охладительном контуре авто образуется излишек, который нужно куда-то направить. Антифриз является средой несжимаемой, поэтому при расширении он создаст в системе высокое давление, способное разорвать патрубки и соты радиаторов. И наоборот, при охлаждении жидкость уменьшится в объёме и создаст разрежение (вакуум), воздействующий с такой же силой.

Чтобы обеспечить нормальную работу системы охлаждения силового агрегата и избежать скачков давления, в неё интегрирован расширительный бачок. Его функции следующие:

  • воспринимать дополнительный объём антифриза, расширяющегося при нагреве;
  • сбрасывать излишки давления через пробку со встроенным предохранительным клапаном;
  • отдавать жидкость обратно в систему при остывании мотора, препятствуя возникновению воздушных пробок.

На грузовиках применяются расширительные баки больших размеров

Антифриз, являющийся смесью дистиллированной воды с этиленгликолем (иногда — пропиленгликолем), при нагревании от нуля до 100 °С прибавляет в объёме порядка 5%. В контуре, рассчитанном на 10 л тосола, после полного прогрева образуется целых 500 мл, которые уходят в расширительный бачок.

Видео: зачем нужен расширительный бачок

Конструкция и принцип действия

Современные расширительные ёмкости для автомобилей представляют собой резервуар, изготовленный из прочной толстостенной пластмассы с заливной горловиной и штуцерами для подключения к элементам охлаждающей системы. Форма резервуара не имеет значения в функциональном плане, так что производители подгоняют её под место установки резервуара.

Форма бачка зависит от места его установки и может быть разной — круглой, прямоугольной или плоской

Вместительность сосуда для расширяющегося тосола рассчитывается для каждой модели авто и зависит от полного объёма жидкости в патрубках и агрегатах. Причём в холодном состоянии бачок заполняется антифризом только наполовину, остальное пространство занимает воздух, способный сжиматься под давлением. Горловина резервуара закрыта пробкой со встроенным воздушным клапаном. Принцип работы ёмкости следующий:

  1. При «холодном» моторе бачок наполовину пуст — уровень антифриза находится между минимальной и максимальной отметкой на корпусе.
  2. После запуска двигателя тосол начинает расширяться и его уровень в сосуде повышается, а воздушная прослойка сжимается. Клапан крышки остаётся герметичным.
  3. При достижении жидкостью рабочей температуры 90—95 °С и максимального увеличения в объёме давление в баке достигает порога срабатывания воздушного клапана (1—1,2 Бар или 120 кПа). Он открывается и сбрасывает воздух в атмосферу.
  4. В процессе остывания мотора наблюдается обратная картина — клапан пропускает воздух в обратную сторону до тех пор, пока количество антифриза не перестанет уменьшаться. Это предотвращает появление воздушных пробок в шлангах и радиаторах.

Устройство ёмкости довольно простое — корпус бачка закрыт пробкой со встроенным клапаном

В аварийной ситуации, когда тосол или вода по разным причинам начинает кипеть, предохранительный клапан сбрасывает не только воздух, но и пар.

Встроенный датчик подаёт сигнал о недостаточном уровне жидкости на панель приборов

В некоторых моделях автомобилей, например, ВАЗ 2110—2115 ёмкость оснащена второй горловиной, куда вкручивается датчик уровня охлаждающей жидкости. Если в силу поломки либо протечки какого-то узла антифриз начнёт вытекать наружу и его уровень в ёмкости упадёт до минимума, датчик сработает и предупредит водителя сигналом соответствующей лампочки на панели приборов.

Существуют автомобили (как отечественного производства, так и импортного), в которых расширительный бачок закрывается простой пробкой, не оснащённой клапаном и сообщающейся с атмосферой. В подобных системах функцию сброса давления и обратного впуска воздуха выполняет крышка основного радиатора, а резервуар только компенсирует расширение жидкости.

Крышка радиатора снабжается перепускным клапаном, направляющим излишек тосола в расширительный бак

Место бачка в охладительной системе

Ёмкость для компенсации расширяющегося антифриза может устанавливаться в разных местах, расположение зависит от марки автомобиля. Резервуар крепится к деталям кузова — лонжеронам и салонной перегородке с помощью резинового хомута либо специального кронштейна. Как правило, бачок ставится с той стороны, где находится верхний патрубок радиатора для его подключения.

Обычно ёмкость устанавливается ближе к патрубку радиатора

Существуют ёмкости на 2 и 3 штуцера. Последние присоединяются тремя шлангами к следующим агрегатам:

  1. Толстый патрубок, подключённый к нижнему штуцеру сосуда, соединяет его с основной магистралью контура охлаждения — малым кругом циркуляции жидкости, который всегда открыт. Увеличивающийся в объёме тосол поступает в бак именно по этому шлангу.
  2. Тонкая трубка, идущая от радиатора к верхнему штуцеру. Предназначена для сброса жидкости и пара из радиатора напрямую.
  3. Второй тонкий патрубок, подсоединённый к среднему штуцеру, идёт от радиатора салонного отопителя. Его задача такая же — отвод излишков антифриза и пара в ёмкость.

В резервуар на 3 штуцера поступают излишки антифриза из трёх агрегатов

Бачки, оснащённые двумя штуцерами, присоединяются к малому контуру циркуляции и основному радиатору охлаждения, подключение к печке отсутствует.

Расширительный резервуар является самой высокой точкой системы охлаждения мотора. Это сделано для того, чтобы жидкость из бачка могла перетечь в контур по закону сообщающихся сосудов. Когда уровень антифриза в ёмкости находится на 3—4 см выше риски Min на корпусе, все патрубки и агрегаты заполнены тосолом. В том числе самый высокий из них — контур охлаждения дроссельной заслонки.

Читайте также:
Пенобетонные блоки: недостатки материала

Остатки воздуха из системы удаляются через патрубки подогрева дросселя

При заливке жидкости в водяную рубашку силового агрегата через расширительный бачок рекомендуется снимать патрубок охлаждения дросселя. Это позволяет вытолкнуть из магистралей и радиатора печки воздушные пробки.

Жидкости для заливки в бак

Нынешние автомобили, строящиеся с широким применением новых технологий, весьма требовательны ко всем технологическим жидкостям, в том числе и охлаждающей. Перечень требований такой:

  • жидкость должна закипать при температуре не ниже 110 °С;
  • порог замерзания — от минус 20 до —60 °С в зависимости от условий окружающей среды;
  • отсутствие пенообразования при контакте с крыльчаткой насоса, минимальная вязкость;
  • в составе жидкости должны быть неагрессивные присадки, препятствующие появлению накипи на металлических частях;
  • химический состав не должен меняться в течение 3 лет или 60 тыс. км пробега.

Тосол — чисто отечественный продукт, синтезированный во времена СССР

Всем перечисленным требованиям соответствует антифриз или тосол, что суть одно и то же. Название антифриз пошло от английского слова antifreeze, что в переводе означает «незамерзающая». Тосол — вещество, созданное на той же основе из этиленгликоля в бывшем СССР. Слово состоит из аббревиатуры ТОС (технология органического синтеза) и окончания «ол», присущего названиям химических препаратов.

Основа антифриза и тосола одинакова — вода + этиленгликоль в различных соотношениях. Отличия изделий от разных производителей может заключаться в пакете ингибирующих присадок, поэтому путать жидкости нежелательно. Фатальных последствий не наступит, но одни вещества могут нейтрализовать действие других и свойства «незамерзайки» ухудшатся. При этом цвет жидкости не играет роли — это всего лишь краситель.

Для заливки в бачок можно использовать дистиллированную воду в следующих ситуациях:

  • для разбавки концентрата антифриза до нужной температуры замерзания;
  • при аварийной ситуации — полной либо частичной потере охлаждающей жидкости в пути;
  • с целью промывки.

Окраска антифриза не влияет на его свойства, важен пакет присадок

Дистиллированная (обессоленная) вода не отвечает указанным выше требованиям: она замерзает при нулевой температуре и кипит при 100 °С. Поэтому она заливается временно либо в качестве растворителя для антифриза.

Воду из-под крана, насыщенную солями, заливать в расширительный бачок недопустимо. Исключение — поломка и потеря тосола в пути и отсутствие поблизости автомагазина. Устраните течь, заполните охлаждающую систему водопроводной водой и доберитесь до гаража или СТО, после чего её немедленно слейте. Иначе на внутренних стенках водяной рубашки двигателя и других агрегатов образуются отложения, ухудшающие теплообмен.

Видео: жидкости для заливки в контур охлаждения автомобиля

О неисправностях и ремонте ёмкости

Во время эксплуатации машины могут возникнуть следующие поломки расширительного бачка;

  • загрязнение или выход из строя перепускного клапана пробки;
  • разрыв корпуса бачка;

Стенка бачка разрывается при слишком высоком давлении изнутри

Неплотность крышки характеризуется появлением разноцветных потёков на корпусе

Большинство автолюбителей при поломке клапана или корпуса попросту меняют деталь на новую. Это оправдано отсутствием времени на ремонт и дешевизной данных запчастей. Хотя при желании лопнувший пластик резервуара можно запаять, а крышку — разобрать и прочистить.

Потёки из-под пробки возникают при неплотном прилегании либо из-за конструктивных особенностей ёмкости. К примеру, на автомобилях ВАЗ 2110 струя из верхнего малого штуцера, подключённого к радиатору, бьёт прямо в горловину, отчего возникает протечка. Способ устранения — установка более совершенного бачка от «Приоры».

Видео: ремонт корпуса бачка

Расширительный бачок автомобиля считается одной из самых надёжных деталей. Нередко они служат весь срок эксплуатации машины, особенно на иномарках. Чтобы не пришлось менять ёмкость раньше времени, рекомендуется периодически проверять состояние клапана в крышке. Если он в порядке, то и пластик сосуда не лопнет от высокого давления.

Бачок расширительный: надежная работа системы охлаждения

В современных системах охлаждения двигателя используются узлы, предназначенные для компенсации температурного расширения и утечек жидкости — расширительные бачки. Все о расширительных бачках, их назначении, конструкции и особенностях, а также о верном выборе и замене этой детали — читайте в статье.

Что такое расширительный бачок?

Бачок расширительный — узел жидкостной системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания; емкость специальной конструкции, предназначенная для компенсации утечек и температурного расширения циркулирующей в системе охлаждающей жидкости.

Расширительные бачки используются и в других системах транспортных средств, тракторов и спецтехники: в гидроусилителе руля (ГУР) и в различных по назначению гидравлических системах. В целом по назначению и конструкции данные бачки схожи с бачками системы охлаждения, а об их отличительных особенностях рассказано ниже.

Расширительный бачок выполняет несколько функций:

  • Компенсация температурного расширения охлаждающей жидкости при нагреве двигателя — излишки жидкости поступают из системы в бачок, препятствуя росту давления;
  • Компенсация утечек охлаждающей жидкости — в бачке всегда хранится некоторый запас жидкости, которая при необходимости поступает в систему (после выброса жидкости атмосферу при перегреве, при возникновении незначительных утечек и т.д.);
  • Контроль уровня охлаждающей жидкости в системе (с помощью соответствующих меток на корпусе бачка и встроенного датчика).

Наличие бачка в жидкостной системе охлаждения обусловлено особенностями и физическими свойствами охлаждающей жидкости — воды или антифризов. При повышении температуры жидкость, в соответствии с ее коэффициентом температурного расширения, увеличивается в объеме, что приводит и к повышению давления в системе. При чрезмерном росте температуры жидкость (особенно вода) может закипеть — в этом случае избыточное давление сбрасывается в атмосферу через встроенный в пробку радиатора паровой клапан. Однако при последующем охлаждении двигателя жидкость приобретает нормальный объем, а так как часть ее была утеряна при выпуске пара, давление в системе падает — при чрезмерном снижении давления открывается встроенный в пробку радиатора воздушный клапан, давление в системе выравнивается с атмосферным. В этом случае в систему попадает воздух, что может оказывать негативное влияние — в трубках радиатора образуются воздушные пробки, препятствующие нормальной циркуляции жидкости. Так что после стравливания пара необходимо пополнять уровень воды или антифриза.

Антифризы различных типов обладают более высоким по сравнению с водой коэффициентом температурного расширения, поэтому описанные выше процессы происходят более интенсивно. Для устранения данных негативных эффектов в систему охлаждения и вводится расширительный бачок, соединенный с радиатором. При повышении температуры излишки жидкости просто отводятся в бачок, а при охлаждении двигателя — возвращаются в систему. Это значительно повышает порог сброса пара в атмосферу и увеличивает интервал между пополнениями уровня жидкости в системе.

Расширительный бачок играет важную роль в работе системы охлаждения и всего силового агрегата, поэтому при любой неисправности его необходимо заменить. Чтобы подобрать нужный бачок и верно выполнить ремонт, следует сначала разобраться в существующих типах и особенностях этих деталей.

Конструкция и особенности расширительных бачков

Используемые сегодня расширительные бачки имеют принципиально одинаковую конструкцию, которая отличается простотой. Это емкость объемом не более 3 — 5 литров, форма которой оптимизирована для размещения в подкапотном пространстве автомобиля. В настоящее время наибольшее распространение получили бачки из полупрозрачного белого пластика, однако на рынке представлены и изделия из металла (как правило, для старых отечественных автомобилей ВАЗ, ГАЗ и некоторых грузовиков). В бачке выполнено несколько элементов:

  • Заливная горловина, закрытая пробкой с паровым и воздушным клапанами;
  • Штуцер для присоединения шланга от радиатора охлаждения двигателя;
  • Опционально — штуцер для присоединения шланга от термостата;
  • Опционально — штуцер для присоединения шланга от радиатора отопителя салона;
  • Опционально — горловина для установки датчика уровня охлаждающей жидкости.

Таким образом, в любом бачке обязательно присутствуют заливная горловина с пробкой и штуцер для присоединения шланга от основного радиатора охлаждения силового агрегата. Данный шланг называется пароотводящим, так как через него из радиатора отводится горячая охлаждающая жидкость и пар. При такой конфигурации штуцер располагается в самой нижней точке бачка. Это наиболее простое решение, однако компенсация утечек охлаждающей жидкости осуществляется через радиатор, что в ряде случаев снижает эффективность работы системы охлаждения.

Во многих бачках дополнительно используется шланг для присоединения к термостату, в этом случае пароотводящий шланг присоединяется к штуцеру в верхней части бачка (на одной из его боковых стенок), такое же положение имеет и штуцер для присоединения к радиатору отопителя. А шланг, идущий на термостат, выводится от штуцера в нижней точке бачка. Такая конструкция обеспечивает лучшее наполнение системы охлаждения рабочей жидкостью из бачка, в целом система работает более эффективно и надежно.

Практически во всех современных расширительных бачках используется датчик уровня жидкости, встроенный в специально предназначенную для этого горловину. Наиболее часто это сигнализатор простейшей конструкции, который оповещает о критическом снижении уровня охлаждающей жидкости, но, в отличие от датчика уровня топлива, не информирует о текущем количестве жидкости в системе. Датчик соединен с соответствующим индикатором на приборной панели автомобиля.

Пробка расширительного бачка, как и пробка основного радиатора, имеет встроенные клапаны: паровой (высокого давления) для сброса давления при чрезмерном нагреве охлаждающей жидкости, и воздушный для выравнивания давления в системе при ее охлаждении. Это обычные пружинные клапаны, срабатывающие при достижении определенного давления внутри бачка — при повышении давления отжимается паровой клапан, при понижении — воздушный. Клапаны могут располагаться отдельно или совмещаться в единую конструкцию.

Бачок устанавливается в подкапотном пространстве недалеко от радиатора, соединяясь с ним и с другими компонентами посредством резиновых шлангов различного сечения. Бачок несколько приподнят над радиатором (обычно его средняя линия совпадает с верхним уровнем радиатора), что обеспечивает свободное поступление жидкости (самотеком) из бачка в радиатор и/или в корпус термостата. Бачок и радиатор образуют систему сообщающихся сосудов, поэтому по уровню жидкости в бачке можно оценивать и уровень жидкости в радиаторе. Для контроля на корпусе бачка может наноситься шкала или отдельные метки с указателями «Min» и «Max».

Расширительные бачки для систем ГУР и гидравлики имеют похожую конструкцию, однако они изготавливаются только из металла, так как работают под высоким давлением. Также в этих деталях отсутствуют датчики уровня и метки, но пробка обязательно оборудована клапанами для выравнивания давления в системе на различных режимах. Присоединение шлангов осуществляется с помощью специальных наконечников, иногда — с помощью резьбовых штуцеров.

Вопросы правильного подбора и замены расширительного бачка

В процессе эксплуатации транспортного средства расширительный бачок подвергается воздействию высоких температур, значительных перепадов давления и агрессивных сред (антифриза, выхлопных газов, топлива, масел и т.д.) — все это может приводить к порче бачка и пробки заливной горловины. Наиболее частые проблемы пластиковых бачков — трещины в корпусе и разрывы вследствие чрезмерного роста давления. В любом из этих случаев бачок подлежит замене, причем сделать ремонт нужно как можно скорее.

На замену следует брать только бачок того типа и каталожного номера, что был установлен на автомобиль производителем — только так можно гарантировать корректную работу всей системы. Если из строя вышла и пробка (о чем обычно свидетельствует разрыв бачка вследствие неисправности парового клапана), то нужно купить и ее. Если же старая пробка работает нормально, то ее можно установить на новый бачок. Старый указатель уровня жидкости, как правило, тоже ставится на новый бачок без каких-либо проблем.

Замена расширительного бачка должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту транспортного средства. Обычно для выполнения этой операции нужно слить антифриз, отсоединить от старого бачка все шланги, демонтировать бачок (он держится хомутом, иногда — с помощью дополнительных винтов) и установить в обратном порядке новую деталь. При этом может потребоваться и замена старых хомутов, так что сразу следует позаботиться и об их покупке. А если устанавливается старая пробка, то ее нужно проверить и при необходимости прочистить.

После монтажа необходимо залить новый антифриз и закрыть пробку, при верном выборе, замене и подключении нового бачка вся система сразу начнет нормально работать, обеспечивая эффективное охлаждение силового агрегата.

Что такое расширительный бачок

Автомобильный мотор, как и любой двигатель внутреннего сгорания, при работе нагревается, поэтому требуется постоянно его охлаждать. Для этой цели предназначены системы охлаждения. По принципу работы они бывают двух видов: жидкостные и воздушные. Наибольшее распространение получили первые, хотя они и более сложны конструктивно. «Воздушники» при своей простоте, намного более склонны к перегреву.

Поскольку все двигатели сегодня работают с жидкостным охлаждением, в моторном отсеке любого авто находится небольшая емкость из полупрозрачного пластика с крышкой, предназначенная для заливки тосола. Это и есть расширительный бачок системы охлаждения двигателя. У разных моторов объем расширительного бака колеблется от 1,5 до 8 литров.

Его назначение

Для чего нужен расширительный узел? Дело в том, что любая жидкость при нагревании увеличивается в объеме. Так, объем воды при нагревании до 100°C возрастает на 4,5%, антифриза и тосола — до 6%. Чтобы при нагревании охлаждающей жидкости (ОЖ) она не выливалась из системы, нужен расширительный бак, являющийся своего рода буфером или компенсатором.

До середины прошлого века расширительные бачки под капотом отсутствовали, поскольку в качестве ОЖ использовалась обыкновенная вода, а роль компенсатора играл верхний бачок радиатора, который не доливали «под завязку». С появлением ОЖ на основе этиленгликоля (антифризы), коэффициент объемного расширения которых больше, чем у воды, появляются дополнительные расширительные бачки, чтобы не увеличивать радиатор.

Таким образом, расширительный бак (РБ) предназначен для компенсации объемного расширения ОЖ при повышении ее температуры. Располагается РБ в моторном отсеке таким образом, чтобы уровень жидкости находился примерно на середине высоты бачка.

При этом жидкость в радиаторе и бачке располагается на одном уровне по принципу сообщающихся сосудов. Поскольку РБ расположен выше радиатора, в качестве заливной горловины используется крышка расширительного бачка, про которую будет рассказано ниже.

Устройство и работа

Расширительный бак состоит из полипропиленового корпуса, крышки и двух патрубков для присоединения шлангов жидкостной системы. С помощью нижнего шланга устройство подключается к охлаждающей магистрали, верхний служит для отведения паров и воздушных пузырей из системы. На современных моделях часто устанавливаются поплавковые датчики уровня ОЖ.

Для этой опции расширительный бачок сверху оснащается еще одной горловиной, предназначенной для установки датчика. На боковой поверхности емкости нанесены несколько контрольных рисок, от нижней — min до верхней — max. В этом промежутке и должен располагаться уровень ОЖ.

Как работает устройство? Сначала немного теории. В таблице показаны температурные режимы работы современных моторов. Как видим, двигатели работают в критических температурных условиях.

Температура двигателя, °C Рабочая Кратковременно
80 — 100 120 — 125
Температура закипания жидкостей, °C (при атмосферном давлении) воды 100
тосола 105 — 110
антифриза 120

Чтобы поднять планку допустимой температуры, конструкторы повышают давление в ОЖ (больше атмосферного), благодаря чему температура ее закипания повышается. Для этого система закрывается герметично, и в ней поддерживается избыточное давление. Для разных двигателей эта величина находится в пределах от 0,1 до 0,5 бар (кг/см²).

В то же время недопустимо и значительное разрежение (больше 0,03 — 0,1 кг/см²) в свободном пространстве расширителя, поскольку в систему будет подсасываться воздух, что приведет к появлению воздушных пробок, затрудняющих циркуляцию ОЖ и, следовательно, к перегреву двигателя. Поддержание давления в ОЖ на требуемом уровне возложено на специальный регулятор, расположенный в заливной крышке.

Крышка бачка — два в одном

Итак, крышка РБ, помимо защитной функции, выполняет еще задачу регулятора давления. Как было изложено выше, давление внутри бачка должно составлять до 1,1 — 1,5 кг/см². Как же это достигается?

Для этой цели в крышке смонтированы два клапана: предохранительный и вакуумный. Первый представляет собой подпружиненную резиновую диафрагму, которая прижимается снаружи и срабатывает, когда давление превышает усилие пружины. Второй состоит из резиновой шайбы с малой пружиной, установленной внутри большой.

При рабочей температуре ОЖ оба клапана закрыты, давление в бачке не превышает расчетного. Поскольку расширительный бак закрыт герметично, с повышением температуры давление возрастает, в результате чего предохранительный клапан открывается и стравливает часть воздушных паров, возвращая клапан в прежнее положение.

Отсутствие предохранительного механизма привело бы к появлению протечек ОЖ, повреждению соединений и даже к разрыву радиаторов охлаждения и печки.

После остановки двигателя жидкость в системе остывает и уменьшается в объеме, что приводит к возникновению разрежения внутри бачка. Результатом может быть подсос воздуха через соединения, который при последующем пуске приведет к образованию воздушных пузырей. А это может привести к перегреву и выходу из строя двигателя.

Тут и приходит на помощь другой маленький клапан — вакуумный. Под действием разрежения он открывается и уравнивает давление в бачке с атмосферным.

Неисправности РБ и причины

Понижение уровня ОЖ:

  • течь пластикового корпуса бачка вследствие старения материала, в частности, это было хронической болезнью бачков автомобилей ВАЗ;
  • не работает предохранительный клапан, в результате чего повышенное давление выдавливает тосол через места соединений.
  • из-за уменьшившегося объема жидкости вследствие утечек;
  • не работает вакуумный клапан, в результате чего в жидкости появляется воздух («завоздушливание»).

Видимые потеки жидкости:

  • течет расширительный бак;
  • неисправность предохранительного клапана.

Проверяем работоспособность крышки

Упрощенная проверка: работают ли клапаны?

Заводим мотор и, соблюдая осторожность, отворачиваем крышку: если слышится шипящий звук спущенной камеры — перепускной клапан работает (однако, правильно или нет, — неизвестно).

Сняв крышку, сожмем рукой любой шланг охлаждающей системы. Продолжая удерживать его таким образом, установим крышку на место. Если он после этого восстанавливает свою форму, по всей видимости, вакуум заполняется. А вот если еще до запуска мотора шланги выглядят как бы сплюснутыми, вакуумный клапан точно не работает.

Более точно предохранительный клапан можно проверить с помощью насоса и манометра. Насос присоединяем к нижнему подводящему патрубку бачка, а верхний заглушаем с помощью подручных средств: болта или цилиндрического сверла, туго входящих в подводящий шланг.

Насосом создаем давление и контролируем момент, когда срабатывает предохранительный клапан (шипящий звук). Величина давления, зафиксированная на шкале прибора, показывает фактическое давление срабатывания.

Если предохранительный клапан излишне тугой, его можно отремонтировать. Зачем тратить лишние деньги, когда достаточно укоротить пружину давления на один-два витка, и пружина станет мягче. Разбирается узел легко, главное — не потеряйте мелкие детали. И не переусердствуйте, откусывая витки. Делайте это понемногу, проверяя результат.

Доливка охлаждающей жидкости

Уровень жидкости в бачке контролируют по двум крайним рискам: min и max. Как правильно доливать ОЖ в расширительный бак:

  1. Проверьте уровень жидкости на холодном или остывшем двигателе (дайте ему хорошо остыть).
  2. Откройте крышку РБ (если двигатель недостаточно остыл, прихватите крышку тряпкой) и медленно поворачивайте ее до выхода пара.
  3. Долейте жидкость, не доходя до риски max.
  4. Закройте крышку и заведите мотор при выключенном отоплении. Прогрейте двигатель около 3 мин на 2000 об/мин и дождитесь, пока не включится вентилятор принудительного охлаждения.
  5. Проверьте уровень ОЖ и долейте его до отметки max.

Небольшой совет: следите за внешним состоянием бачка и всех элементов системы охлаждения. Потеки жидкости в моторном отсеке зачастую свидетельствуют о неисправности расширительного бачка, в первую очередь крышки.

Как следует из написанного, от такого, второстепенного на первый взгляд, узла, как расширительный бачок системы охлаждения, на самом деле зависит — насколько стабильно будет работать двигатель вашего автомобиля.

Устройство мембранного расширительного бака для отопления

Вследствие температурных колебаний у теплоносителя отопительной системы может изменяться объем, что способно привести к авариям. Поэтому нужно сделать все, чтобы она работала стабильно и подобного не происходило.

Для этого применяются специальные устройства, например, мембранный расширительный бак. Он является одной из ключевых составляющих контура отопления.

  • 1. Назначение, плюсы и минусы
  • 2. Конструкция изделия
  • 3. Принцип работы
  • 4. Правила выбора
  • 5. Требования к монтажу

Когда теплоноситель нагревается, в контуре отопительной системы и котлах давление повышается за счет увеличения объема жидкости. Поскольку она является несжимаемой средой, а сама система герметична, это может привести к поломке труб или котлов.

Некоторые полагают, что для решения проблемы достаточно поставить клапан для выдавливания излишнего объема нагретого носителя, но это не так. При охлаждении жидкость будет сжиматься, и на ее место в контур попадет воздух, что станет препятствием для циркуляции. Поэтому воздух потребуется из радиаторов постоянно спускать, а добавлять новый теплоноситель и греть воду будет весьма дорого.

По этой причине и рекомендуется ставить мембранный расширительный бак для отопления. Он представляет собой резервуар, подключенный с помощью трубы к системе. Излишнее давление в нем будет компенсироваться объемом, что и обеспечит контуру полноценную работу. Расширитель принимает в себя какое-то количество жидкости при повышении объема и давления, а затем, когда эти показатели понижаются, возвращает ее назад. От аналогичных устройств другого типа такие приборы отличаются рядом преимуществ:

  • их можно применять в любой воде, даже если она содержит много кальция;
  • разрешается использовать для питьевой воды;
  • имеют большой полезный вытесняемый объем (по сравнению с баками без мембраны);
  • подкачка воздуха требуется в минимальном количестве;
  • установка быстрая и не требует больших затрат;
  • при эксплуатации расходы будут минимальными.

Но имеет расширительный бак и минусы. Иногда можно столкнуться с проблемами при его монтаже, поскольку он довольно крупный. Теплопотери увеличиваются вследствие того, что теплоноситель отдает тепло экспанзомату.

Кроме этого, в таких приборах существует повышенный риск образования ржавчины. Чтобы избежать неконтролируемых теплопотерь, устройство рекомендуется утеплять.

В помещениях отопительные сети могут иметь открытые и закрытые схемы. Первый тип применяется в централизованных сетях, благодаря чему можно напрямую забирать воду для потребностей в горячей воде. Приборы ставят в верхней части контура. Расширительные бачки не только позволят контролировать процесс перепадов давления, но и будут выполнять функцию отделения воздуха из системы. Если же она относится к закрытому типу, то используется конструкция с мембраной внутри.

Расширительный бак мембранного типа устройство имеет относительно простое. Он включает в себя резервуар для воды и резиновую мембрану, которая может быть баллонной или диафрагменной.

Если мембрана относится к первому типу, то теплоноситель располагается внутри резинового баллона, а снаружи находится азот или воздух. Такую деталь при необходимости можно заменить, что позволит сэкономить на ремонте и не менять весь прибор.

Диафрагменная мембрана для расширительного бака представляет собой несъемную перегородку на основе тонкого металла или эластичного полимера.

Она имеет небольшую емкость и компенсирует незначительные перепады давления. Если она выходит из строя, заменить ее невозможно, поэтому менять придется бачок полностью. Но по сравнению с баллонной мембраной она стоит дешевле.

Для каждой системы давление газа настраивается согласно инструкции к прибору. Вид мембраны на эффективность работы устройства не влияет. Но если она относится к баллонному типу, в бачок можно поместить больше теплонесущей жидкости. Принцип работы мембранного расширительного бака системы отопления у конструкций разного вида не отличается:

  • если давление воды растет вследствие расширения, то мембрана растягивается;
  • затем она сжимает газ, находящийся с другой стороны, и позволяет остаткам теплоносителя попасть внутрь;
  • когда давление в сети падает, происходит остывание, и осуществляется обратное действие.

Постоянное давление регулируется автоматически. Чтобы система работала стабильно, нужно правильно выбрать бачок и произвести расчеты. Нужное давление не сможет образоваться, если бак окажется больше, чем нужно, а если он будет меньше, то может не вместить в себя излишки жидкости. Это способно вызвать аварию.

Чтобы изделие работало полноценно, нужно не только правильно подбирать его по объему, но и учитывать другие его характеристики. Обратить особое внимание следует на следующие нюансы:

  • мембрана должна быть устойчивой к предельным показателям температуры и давления или их перепадам;
  • модель должна соответствовать нормам гигиены и санитарии;
  • способ монтажа бака.

Сейчас на рынке можно увидеть большое количество моделей российского и зарубежного производства. Отличаются они по стоимости, при этом подозрительно низкая цена должна насторожить. Она может быть обусловлена тем, что при производстве использовались низкокачественные материалы китайского происхождения. Отечественные модели по качеству гораздо лучше, они стоят дешевле иностранных аналогов от известных брендов, однако не уступают им по характеристикам.

Как уже говорилось, основной характеристикой, на которую нужно ориентироваться при покупке бачка, является его объем. Некоторые специалисты рекомендуют выбирать изделия, размер которых находится в пределах 10% от общего объема теплоносителя в системе отопления. Дело в том, что коэффициенты теплового расширения даже при высоком нагреве не могут быть выше 0,08. Поэтому расчеты следует проводить максимально точно с учетом таких показателей, как:

  • максимально допустимое давление отопительной системы;
  • объем теплоносителя;
  • изначальное давление в баке;
  • коэффициент теплового расширения.

При подборе объема нужно учесть все узлы отопительной системы. Это можно выяснить, изучив проектную документацию. Если она отсутствует, то расчет разрешается выполнить примерный, ориентируясь на то, что на 1 кВт будет приходиться 15 л воды. Коэффициент теплового расширения теплоносителя определяется с помощью состава жидкости. Во многоквартирных домах она часто содержит гликоли, которые улучшают ее характеристики.

Также коэффициент можно вычислить по температуре теплоносителя. Предельное давление системы определяют с помощью минимальной величины, допускаемой для узлов. На нее настраивается переходной клапан. Изначальное давление в системе при условии охлажденного теплоносителя соответствует минимальному давлению. На некоторых устройствах его регулируют накачиванием или стравливанием воздуха. В баке давление контролируется путем установки манометра.

Применение мембранного бака для отопления имеет ряд ограничений в зависимости от производителя, конструкции и материала изготовления. В некоторых случаях требования к составу теплоносителя очень строгие. В частности, это касается ограничения количества антифриза и этиленгликоля в его составе.

Кроме этого, расширительные баки нельзя применять, когда превышаются предельные показатели давления. Также в обязательном порядке должна быть установлена группа безопасности, которая ограничивает и контролирует его.

Установить своими руками мембранный бачок не так уж и сложно, привлекать для работы специалиста необязательно. Требования к монтажу предъявляются такие:

  • устройство запрещается ставить в местах с минусовой температурой;
  • его можно установить в любой точке отопительной системы до разветвления;
  • крепление должно быть максимально надежным, поскольку когда емкость наполнится, она станет очень тяжелой;
  • соединения должны быть герметичными;
  • герметики использовать нельзя, поскольку из-за них между корпусом бака и мембраной трение будет ухудшено;
  • сосуд не стоит ставить на выходной трубе в непосредственной близости от котла.

Если емкость имеет объем от 30 л и выше, ее запрещено прикреплять к несущим конструкциям. Чаще всего она оборудована специальными ножками и ставится на пол. При установке рекомендуется соблюдать такие советы:

  • патрубок должен иметь окружность в три четверти, соответственно, в обратке должен присутствовать аналогичный резьбовой канал;
  • монтаж осуществляется так, чтобы части системы или другие предметы не мешали работам;
  • любая нагрузка на бак должна быть исключена;
  • рекомендуется применять паронитовые прокладки, которые устойчивы к высоким температурам или давлению;
  • чтобы регулировать или поддерживать давление в газовом отсеке, расширитель должен быть оснащен воздушным клапаном.

Если система закрытая, то каждый раз после ее включения на мембрану оказывается высокое давление. Поэтому следует хотя бы раз в 2 года проверять ее состояние и при необходимости производить замену. В некоторых случаях меняется все полностью.

При установке нельзя допускать грубых ошибок, иначе оборудование не будет нормально функционировать. Наиболее распространенным просчетом является неправильное указание предельного давления в газовом отсеке, которое составляет порядка 90% от критического. Если это допустить, то мембрана не будет расширяться в сторону отсека. В итоге прорвется труба, из-за чего батареи отопления работать не смогут. Чтобы исправить ошибку, нужно поставить поверенный манометр. Также нужно убедиться, что в самом котле нет бака. Если после проведения расчетов будет установлено, что его объема мало, тогда потребуется дополнительная емкость.

Расширительный бак в системе отопления очень важен. От него зависит, насколько корректно она будет работать. Устанавливать его несложно, но нужно уделить этому процессу особое внимание, поскольку даже небольшая оплошность может вызвать в будущем аварийную ситуацию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: